Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611.Представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления гуманитарной политики за рубежом.
Гуманитарная политика Российской Федерации за рубежом является неотъемлемой частью внешней политики Российской Федерации. Особую роль в гуманитарной сфере играет культура как эффективный инструмент сглаживания противоречий между государствами и формирования объединительной международной повестки дня.
На мировой арене продолжает усиливаться борьба за культурное влияние с широким вовлечением в нее новых центров силы. В Концепции отмечено увеличение количества попыток принизить значимость российской культуры и российских гуманитарных проектов, распространить и навязать искаженную трактовку истинных целей России по ознакомлению мировой общественности с ее культурным наследием и достижениями в различных гуманитарных областях, дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями.
Российская Федерация исходит из того, что формирование международным сообществом политики в гуманитарной сфере и в области защиты прав человека должно осуществляться коллективно, с учетом мнения всех заинтересованных государств, многообразия цивилизаций и культур, традиций и особенностей исторического развития. Одним из приоритетов России в международных отношениях является отстаивание в рамках международных универсальных и региональных организаций значимости общечеловеческих ценностей и международного гуманитарного сотрудничества.
Национальные интересы Российской Федерации в гуманитарной сфере за рубежом:
- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- ознакомление мировой общественности с историческим и культурным наследием многонационального народа Российской Федерации и его достижениями;
- взаимообогащение культур народов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе повышение доступности российского и мирового культурного достояния;
- развитие международного гуманитарного сотрудничества на справедливой, взаимной, открытой и недискриминационной основе.
Целями гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми.
Задачи гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом:
- формирование представления о России как о государстве, которое бережно сохраняет свою богатую историю и культурное наследие, традиционные духовно-нравственные ценности и в котором динамично развивается социально-культурная жизнь в условиях свободы литературного, художественного и других видов творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений;
- защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих Русскому миру;
- продвижение преимуществ федеративного устройства Российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех народов, проживающих на его территории;
- усиление роли, значения и конкурентоспособности русского языка;
- популяризация отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта, информационно-коммуникационных технологий;
- повышение конкурентоспособности отечественного образования и использование его потенциала для расширения российского гуманитарного влияния в мире;
- развитие международного сотрудничества в области культуры, науки, образования, спорта и туризма;
- повышение туристской привлекательности России для иностранных граждан;
- поощрение международного молодежного сотрудничества, в том числе в культурной, научной и спортивной областях;
- расширение использования инновационных технологий в информационном сопровождении реализации гуманитарной политики.
Принципы гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом:
- единство системы конституционных ценностей, которые характеризуют Россию как социально ориентированное государство, формирующее условия для всестороннего развития личности, реализации ее творческого потенциала, продвижения традиционных духовно-нравственных ценностей;
- партнерство, заключающееся в реализации участниками международного гуманитарного сотрудничества совместных проектов, основанных на объединении ресурсов и координации деятельности;
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- координация, предусматривающая открытость участников международного гуманитарного сотрудничества и их готовность учитывать интересы иных игроков на мировой арене.
Основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом: формирование объективного восприятия Российской Федерации за рубежом, продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; продвижение российской культуры, науки и образования за рубежом; международное сотрудничество в области физической культуры и спорта, туризма, молодёжное сотрудничество; оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом; сохранение исторического и культурного наследия;использование возможностей средств массовой информации и современных технологий в формировании объективного восприятия России на международной арене; межкультурный и межрелигиозный диалог.
Важную роль в гуманитарном сотрудничестве играют многосторонние связи, в том числе участие России в деятельности международных организаций и ее взаимодействие с региональными интеграционными объединениями.
В отношении развития двусторонних связей в Концепции подчёркивается, что Россия проводит последовательную многовекторную гуманитарную политику за рубежом и готова развивать практику культурных, научных, образовательных и спортивных обменов со всеми государствами, ориентируясь на двусторонние международные договоры о сотрудничестве. Политическая, экономическая ситуация, складывающаяся в том или ином государстве, не должна отражаться на развитии отношений в гуманитарной сфере.
Приоритетной задачей остается углубление двустороннего сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики, спорта, туризма с государствами на постсоветском пространстве: с государствами - участниками СНГ, с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой. При развитии гуманитарных и культурных связей с прибалтийскими государствами, а также с Молдавией и Грузией следует учитывать вопросы соблюдения прав русскоязычного населения в этих государствах [1].
Обновлено: 5 сентября 2022 г.
