Вестфальская система международных отношений
Вестфальская система международных отношений была сформирована после окончания Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), затронувшей практически все европейские государства. Основой стали мирные договоры, подписанные в октябре 1648 г. в городах Мюнстере и Оснабрюке (расположены в Вестфалии) [1].
Вестфальский мир 1648 г. не только закрепил территориальные изменения, происшедшие в Европе, но и установил новые правила международных отношений [1]. Вестфальский мир уравнял в правах глав независимых государств Европы, имевших титул короля, с императором Священной Римской империи [1]. Также Вестфальский мир ознаменовал потерю политического влияния Римского Папы в Европе [1].
Основными принципами Вестфальской системы международных отношений, заложенными в Вестфальском мирном договоре, стали взаимное признание национального государственного суверенитета и равноправия государств [2]. До настоящего времени принципы Вестфальской системы остаются основой международных отношений:
- приоритет национального интереса;
- принцип баланса сил;
- обеспечение государственного суверенитета;
- невмешательство государств во внутренние дела друг друга;
- равенство прав государств;
- обязательство выполнять заключенные договоры;
- признание международного права и применения дипломатии в международных отношениях [2].
Вестфальский договор считается переломной точкой в становлении международного права и базовым документом, на основе которого получил свое развитие институт международно-правовых гарантий [2]. На его основе была впервые сформирована декларативная теория международно-правового признания государств, согласно которой достаточно самого факта провозглашения нового государства для возникновения у него международной правосубъектности [2]. Вышедшее на европейскую и мировую арену Российское государство стало одним из участников Вестфальских договоренностей [2].
В отношении проблем применения Вестфальских принципов в наше время эксперты отмечают, в частности, следующее:
- объем суверенитета государств предстает ограниченным внутренними и внешними факторами;
- процессы глобализации размывают национальную идентичность стран, составляющую основу национального суверенитета;
- США проводится политика ограниченного суверенитета, которая подразумевает право США и их союзников на вмешательство во внутренние дела других государств, развязывание против них военных действий и вооруженное вторжение на их территорию, если от них якобы исходит угроза для США и мирового сообщества;
- действует примат института прав человека над институтом суверенитета, который самым активным образом продвигается США и их союзниками;
- один из основных принципов современного международного права – принцип самоопределения народов и наций – на практике нередко вступает в противоречие с двумя другими основными принципами – суверенного равенства государств и территориальной целостности государств и другие [2].
См. также: Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
- Нарышкин А.А. Роль экономической дипломатии в системе международных отношений // Международная жизнь. № 4. 2021. – URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2497
- Саямов Ю. Н. Вестфальский мир и его принципы вчера и сегодня // Век глобализации. № 3. 2018. С. 95 – 105.
Обновлено: 5 июня 2023 г.
