Вестфальская система международных отношений


Вестфальская система международных отношений была сформирована после окончания Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), затронувшей практически все европейские государства. Основой стали мирные договоры, подписанные в октябре 1648 г. в городах Мюнстере и Оснабрюке (расположены в Вестфалии) [1].

Вестфальский мир 1648 г. не только закрепил территориальные изменения, происшедшие в Европе, но и установил новые правила международных отношений [1]. Вестфальский мир уравнял в правах глав независимых государств Европы, имевших титул короля, с императором Священной Римской империи [1]. Также Вестфальский мир ознаменовал потерю политического влияния Римского Папы в Европе [1].

Основными принципами Вестфальской системы международных отношений, заложенными в Вестфальском мирном договоре, стали взаимное признание национального государственного суверенитета и равноправия государств [2]. До настоящего времени принципы Вестфальской системы остаются основой международных отношений:

  • приоритет национального интереса;
  • принцип баланса сил;
  • обеспечение государственного суверенитета;
  • невмешательство государств во внутренние дела друг друга;
  • равенство прав государств;
  • обязательство выполнять заключенные договоры;
  • признание международного права и применения дипломатии в международных отношениях [2].

Вестфальский договор считается переломной точкой в становлении международного права и базовым документом, на основе которого получил свое развитие институт международно-правовых гарантий [2]. На его основе была впервые сформирована декларативная теория международно-правового признания государств, согласно которой достаточно самого факта провозглашения нового государства для возникновения у него международной правосубъектности [2]. Вышедшее на европейскую и мировую арену Российское государство стало одним из участников Вестфальских договоренностей [2].

В отношении проблем применения Вестфальских принципов в наше время эксперты отмечают, в частности, следующее:

  • объем суверенитета государств предстает ограниченным внутренними и внешними факторами;
  • процессы глобализации размывают национальную идентичность стран, составляющую основу национального суверенитета;
  • США проводится политика ограниченного суверенитета, которая подразумевает право США и их союзников на вмешательство во внутренние дела других государств, развязывание против них военных действий и вооруженное вторжение на их территорию, если от них якобы исходит угроза для США и мирового сообщества;
  • действует примат института прав человека над институтом суверенитета, который самым активным образом продвигается США и их союзниками;
  • один из основных принципов современного международного права – принцип самоопределения народов и наций – на практике нередко вступает в противоречие с двумя другими основными принципами – суверенного равенства государств и территориальной целостности государств и другие [2].

См. также: Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

  1. Нарышкин А.А. Роль экономической дипломатии в системе международных отношений // Международная жизнь. № 4. 2021. – URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2497
  2. Саямов Ю. Н. Вестфальский мир и его принципы вчера и сегодня // Век глобализации. № 3. 2018. С. 95 – 105.

Обновлено: 5 июня 2023 г.

Telegram-бот